0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методология научных исследований в сварке

Общие сведения о науке и научных исследованиях

Ю. А. Саяпин

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Н. В. Свинтицкий, канд. экон. наук, доцент СибАДИ;

Н. А. Мальцева, канд. техн. наук, доцент СибАДИ

Методология научных исследований: консп. лекций / Ю. А. Саяпин.

– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 75 с.

В конспекте лекций рассмотрены общие сведения о науке и научных исследованиях, методологические основы научного познания, изложены основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований. Значительное внимание уделено методам поиска информации, принципам организации и управления коллективом, правилам оформления результатов научной работы.

Представленный материал предназначен для бакалавров по направлению «Технологические машины и оборудование» и для инженеров по специальности «Оборудование и технология сварочного производства».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 001.8

ББК 72.4(2)8

технический университет, 2008

Введение

Важнейшей экономической задачей при развитии промышленности страны является ускорение научно-технического прогресса на основе новейших технологий. Развитие таких отраслей промышленности, как энергетическое и транспортное машиностроение, ракетная техника, авиастроение неразрывно связано с применением технологических процессов сварки, базирующихся на крупных фундаментальных исследованиях.

Сварка, как и другие ведущие технологические процессы, определяющие технический уровень развития общества, за последние десятилетия достигла больших успехов. В настоящее время с помощью сварки изготавливают десятки миллионов тонн высококачественных ответственных сварных конструкций из металлических и неметаллических материалов. Достигнуты большие успехи в вопросах исследования и понимания процессов, протекающих при сварке и определяющих качество соединения.

Вместе с тем развитие сварочной науки и техники опережает рост профессиональной подготовки инженерно-технических работников, занятых применением этих технологий на производстве.

Дальнейший технический прогресс в обществе неразрывно связан с созданием и продвижением в жизнь принципиально новых материалов и изготавливаемых из них конструкций, которые обладают все более ярким спектром характеристик и эксплуатационных свойств. При этом проблемы получения сварных соединений из таких материалов во многих случаях остаются пока нерешенными. Эффективным, а зачастую и единственным путем решения этих проблем, является проведение научно-исследовательских работ.

Поэтому при подготовке инженеров-сварщиков стоят задачи формирования у будущих специалистов представлений о научном подходе к решению конкретных инженерных задач. Важно также обучение их выбору и разработке методик проведения исследований; привитие навыков творческой работы; обучение умению применять эти навыки при решении производственных вопросов.

Профессиональный уровень инженера определяется его фундаментальными, общеинженерными и общетехническими знаниями, творческими возможностями, навыками самостоятельного исследования, конструирования, проектирования, способностью экономически оценивать принимаемые решения. Предъявляются повышенные требования к комплексу организаторских, исполнительских, волевых качеств самого работника, к умению оперативно, настойчиво и последовательно проводить в жизнь принятые решения.

Исследовательская работа является одной из сторон инженерной деятельности специалиста. Поэтому наличие в багаже молодого специалиста знаний, позволяющих найти научные подходы к решению различных задач, в том числе и производственных, имеет очень большое значение в его профессиональном становлении.

Молодой специалист, стремящийся участвовать в развитии современных научно-производственных предприятий, в создании эффективного оборудования и технологий, просто обязан разбираться в вопросах исследования технологических процессов, понимать процессы, протекающие при сварке и определяющие качество соединения, изучать приемы решения инженерных задач, разработанные учеными и изобретателями, уметь применять их на практике.

Немаловажно для будущего специалиста и умение работать с научной литературой, умение быстро находить в огромном массиве информации необходимые для решения проблемы литературные источники. Трудно переоценить ценность этих навыков у инженера. Качественный обзор литературы нередко помогает направить исследования в нужном направлении, предупредить бессмысленную деятельность, сократить сроки выполнения и повысить уровень научной работы. Качественный обзор литературы важен также и при выполнении опытно-конструкторских работ, и при разработке технологических процессов, и при создании технологических документов.

В данном конспекте лекций, прежде всего, рассмотрены философские аспекты научного познания, его цели и задачи, раскрывается значение науки для научно-технического прогресса, изложены основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований. Представлены основные методы активизации научно-технического творчества, рассмотрены формы проведения исследовательской работы, вопросы метрологического обеспечения экспериментальных исследований и обработки результатов измерений. Значительное внимание уделено методам поиска информации, принципам организации и управления коллективом, правилам оформления результатов научной работы.

Читать еще:  Бетонные винтовые лестницы своими руками чертежи

Одна из последних лекций посвящена основным принципам организации и управления научным коллективом. Чтобы коллектив работал слаженно, чтобы каждый из сотрудников точно знал возложенные на него задачи и конечную цель труда всего коллектива, необходимо на научной основе организовать управление этим коллективом. И выпускник кафедры – будущий руководитель производственных и научных подразделений должен разбираться в этих вопросах и уметь правильно организовать свою деятельность.

Общие сведения о науке и научных исследованиях

Что такое наука? Существует несколько определений этого понятия. Чаще науку рассматривают как систему достоверных и непрерывно развивающихся знаний об объективных законах развития природы и общества. Ее определяют и как непосредственную производительную силу. Она характеризуется как постоянно развивающаяся система знаний и как реализация стремлений применить эти знания в непосредственную практическую силу общества.

Следовательно,наука– это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении и на применение этих знаний для практического освоения действительности.

Главной функцией науки является познание объективного мира.

Возникла наука вслед за отделением умственного труда от физического. Наука является специфическим родом занятий особой группы людей, для которых познавательная деятельность является основной деятельностью (этих людей так и называют: научные работники).

Современное общество пронизано влиянием науки и техники. Без науки, без научных исследований невозможно развитие всех без исключения сфер деятельности человека. Каждый из нас это видит. Например, бурное развитие компьютерных технологий и применение их в медицине, транспорте, производстве, в быту быстро изменяют род занятий человека, появляются новые профессии, а в давно существующих профессиях требуются новые знания, умения. Работа конструктора, например, уже не связана с заточкой карандаша, тушью и циркулем. Нажимай себе кнопки – казалось бы, так легко и просто. На самом же деле нагрузка на мозг конструктора возросла. Теперь производительность самого черчения увеличилась в несколько раз, и конструктору приходится решать больше технических задач, чаще творчески мыслить.

Цель науки – познание законов развития природы и общества и получение полезных обществу результатов путём воздействия на природу на основе полученных знаний. Пока законы не открыты, человек может лишь описывать наблюдаемые явления, собирать факты, систематизировать их. Он ничего не может объяснить и предсказать.

Превращение науки в непосредственную производительную силу означает, что наука приобрела новую общественную функцию, характеризующуюся следующим:

– получением нового научного познания;

– усвоением этих знаний работниками сферы материального производства;

– внедрением знаний в производство.

Определяя понятие науки, нужно учесть два обстоятельства:

– во-первых, она представляет собой не просто сумму каких-то знаний об окружающем нас мире, а систему точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и их глубинных связях, т. е. о законах природы и общества, выраженных посредством особых понятий и положений, называемых научными;

– во-вторых, наука – это не плод любознательности отдельных людей, а результат практической, целенаправленной деятельности всего человечества, она подчинена целям развития общественной практики.

Следовательно, наукой надо считать систему научных понятий и положений о явлениях и законах природы и общества, способную служить теоретической основой для их преобразованиях в интересах всего человечества.

Понятия и положения являются научными, если они получены посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических) и подтвердились в процессе практики. В этом случае понятия и положения должны правильно отражать объективные законы природы и общества. Такое отражение называется научным знанием. Процесс приобретения таких знаний называется научным познанием. Приобретаются научные знания посредством проведения научных исследований (эмпирических и теоретических).

В зависимости от того, какие объекты материального мира изучаются науками, их разделяют (классифицируют) на естественные, технические, общественные и философские.

Технические науки – это специфическая система знания о целенаправленном преобразовании природных тел и процессов в технические объекты, о методах конструктивно-технической деятельности, о способах функционирования технических объектов в системе общественного производства.

37.120.192.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Методология научного познания как основа научного творчества. Методы обработки результатов эксперимента. Методы планирования эксперимента

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Читать еще:  Центральное водоснабжение частного дома в ижевске

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический

«___»_____________ 2004 г.

по дисциплине: » Методология научных исследований » для студентов специальности 150202 “Оборудование и технология сварочного производства” дневной формы обучения

Кафедра – Технологии сварочного производства

Всего часов по учебному плану

Аудиторных занятий всего

В том числе по видам занятий:

Аттестация по дисциплине:

Зачет 7 семестр

Комсомольск-на-Амуре 2004 год

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ТСП

» _ » __________ 2004 г.

Заведующий кафедрой (д.т.н., проф.)

Начальник УМУ, к.т.н., доцент ________________ А.А. Скрипилев

Директор ИКПМТО к.т.н., профессор ________________ Б.М. Соболев

Зав. кафедрой ТСП д.т.н., профессор ________________ В.В.

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИКП МТО

» __ » _______________ 2004 г.

Председатель методической комиссии к.т.н., проф. ________________ Б.М. Соболев

Автор рабочей программы к.т.н., доцент кафедры ТСП ________________ П.В. Бахматов

1. Пояснительная записка

1.1 Требования ГОСТ ВПО по специальности

1.2 Предмет, цели и принцип построения курса

1.3 Место курса в структуре образовательной профессиональной программе

2. Структура и содержание курса

3. Календарный график усвоения курса

4. Структура деятельности обучаемых

5. Контролирующие материалы

6. Ресурсное обеспечение курса

Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Методы научных исследований» студентами всех форм обучения по специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства». Рабочая программа разработана на основании требований образовательного стандарта, для направления 1502 “Оборудование и технологии сварочного производства”. Дисциплина входит в блок специальных дисциплин.

Рекомендации по изучению дисциплины:

— приступать к выполнению лабораторных работ желательно после прохождения лекционных занятий по этой теме;

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Требования ГОСТ ВПО по специальности

Методология научного познания как основа научного творчества, задачи научного исследования, эксперимент как основной элемент методики научного исследования, метрологическое обеспечение и обработка результатов эксперимента; планирование эксперимента; методы оценки экономической эффективности выполненного исследования, основные принципы организации и управления научным коллективом.

1.2 Предмет, цели и принцип построения курса

Дисциплина “Методология научных исследований” имеет целью изучение методологии научного познания, как основы научного творчества и формирование навыков по постановке задач научного исследования, проведению эксперимента и организации соответствующего метрологического обеспечения, обработке результатов эксперимента и планировании эксперимента.

— о роли эксперимента в научных исследованиях,

— об основных тенденциях и направлениях развития методов научного исследования;

— методы обработки результатов эксперимента;

— методы планирования эксперимента;

— методы выбора соответствующего метрологического обеспечения в прямых и косвенных измерениях;

— методологию проведения эксперимента,

— правила графического представления результатов исследования,

— основные методы измерений и экспериментальных исследований сварочных процессов и сварных соединений.

— специальную литературу для решения задач обработки результатов эксперимента и планирования эксперимента;

— типовые методики инженерных расчетов при решении задач обработки результатов эксперимента и планирования эксперимента;

— выполнения инженерных расчетов при решении задач обработки результатов эксперимента и планирования эксперимента;

— разработки планов исследований и выполнения технологических экспериментов;

— поиска и анализа информации по сварке

— постановки задачи исследований,

Принцип построения курса: прохождение дисциплины “Методология научных исследований” включает: прослушивание 17 лекций, проведения 6 лабораторных работ, и выполнение одного РГЗ.

1.3 Место курса в структуре образовательной профессиональной программы

Базой для изучения дисциплины «Методология научных исследований» являются следующие курсы: «Метрология, стандартизация и сертификация», «Защита интеллектуальной собственности», «Высшая математика»,

Учитывая специфику курса материалы дисциплины можно использовать при выполнении практически всех лабораторных работах (все лабораторные работы по сути и есть проведение исследований с установлением неких взаимосвязей и предоставлением результатов исследований), при изучении курсов «Математическое моделирование сварочных процессов», «САПР в сварке», также при выполнении всех видов курсовых и дипломных проектах.

2 . Структура и содержание дисциплины

2.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Кафедра Теории и Технологии Сварки Материалов

Санкт-Петербургский Политехнический Университет

  • Кафедра Теории и Технологии Сварки Материалов
  • Научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа студентов

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что ведущее место во многих научных отраслях занимают молодые специалисты, буквально только что покинувшие студенческую скамью. Важнейшим фактором успеха является то, как смогли раскрыть их научный потенциал непосредственные наставники – преподаватели ВУЗа. Научно-исследовательская работа студентов — это одна из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, — всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Читать еще:  Аксессуары для дровяные печи для бань

Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Сегодня, когда российская наука переживает не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов.

В список возможных тем исследований, кроме «интересных» вопросов можно включить и менее увлекательные на первый взгляд, но зато результаты которых могут быть применимы в практической деятельности (например при выполнении заказов сторонних организаций, хоздоговоров или грантов). К научно-исследовательской работе студентов, предусмотренной действующими учебными планами можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе. Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой или дипломной работы, уже учитывают этот факт. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

Некоторые темы которые развиваются на нашей кафедре (данные темы могут быть использованы в качестве выпускных работ 4 и 6 курса , а также аспирантов):

1.Порошковая проволока. (Паршин С.Г. Майстро А.С.)

  • Расчет шихты.
  • Получение порошковых проволок малого диаметра.
  • ПП для сверхтвердых покрытий.

2.Сварочные проволоки с нанокомпозиционными покрытиями на основе тугоплавких соединений.

  • Методы нанесения покрытий на сварочные материалы.
  • Плазмохимические покрытия.
  • Сварочные материалы для сварки в условиях Арктики.

3.Плазменная-наплавка и напыление, получение покрытий и тонких пленок:

  • Способы применения порошковых проволок для плазменных процессов.
  • Устройство и модификации плазмотронов
  • ПП для применения в плазменных технологиях.

4.Методы сверхточной фигурной наплавки и выращивания изделий из металла.

5.Микро дуговые и искровые способы для прецизионной наплавки.

  • Разработка механизмов для подводной сварки и наплавки.
  • Разработка порошковой проволоки для мокрой наплавки и сварки.
  • Измерительное оборудование с удаленным мониторингом.

8.Электронный луч: выращивание изделий при помощи эл (Паршин С.Г.)

  • Механизмы подачи присадочного материала для выращивания изделий ЭЛС.
  • Сварка разнородных материалов ЭЛС.
  • Расчет напряжений и деформаций при ЭЛС.
  • Создание программно вычислительного комплекса для ЭЛС.
  • Разработка технологии ремонта газохода (Хомич П.Н.)
  • Разработка технологии сварки титановой трубы переходного диаметра (Хомич П.Н.)
  • Сварка труб малого диаметра с программируемым вводом энергии (Хомич П.Н.)
  • Разработка технологии сварки титанового отвода (Хомич П.Н.)
  • Расчетное и экспериментальное определение временных и остаточных напряжений при сварке (Хомич П.Н.)
  • Анализ существующих технологий сварки труб под водой (Хомич П.Н.)
  • Исследование ультразвукового воздействия на металл при автоматической сварке под флюсом(Хомич П.Н.)
  • Исследование влияния режима импульсной дуговой сварки на структуру и механические свойства низколегированных сталей(Хомич П.Н.)
  • Разработка технологии дуговой сварки рельсовых деталей категории ДТ350(Хомич П.Н.)
  • Разработка методики решения температурных задач при сварке методом граничных элементов(Хомич П.Н.)
  • Расчет распределения концентрации водорода при термической обработке сталей для изделий энергетического и атомного машиностроения(Хомич П.Н.)

10.Исследование и оценка напряженного состояния сварных соединений(Паршин С.Г.; Жуков В.С. -ООО»Феррологика»)

11. Разработка оборудования для сварки в сложных ветряных условиях (Иванова И.Н.)

12. Исследование процессов каплепереноса (Паршин С.Г., Владимиров А.В. ООО Технологические источники)

  • импульсно дуговая параметрическая сварка.
  • контроль параметров формы шва
  • контроль параметров дуги

Источники:

http://studopedia.ru/19_18938_obshchie-svedeniya-o-nauke-i-nauchnih-issledovaniyah.html
http://vunivere.ru/work86904
http://welding.spbstu.ru/?page_id=814

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector