4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дцп ребенок как плаваете в бассейне

Зачем особому ребенку плавать и с чего начать

Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.

Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит , что кому-то помогло медицинская реабилитация , кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.

Кто такие особые дети

Особые дети — это обычные дети. Они смеются , любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе , процедурах или аппаратах , а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.

В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха , зрения , опорно-двигательного аппарата , дети с синдромом Дауна , ДЦП и пр.

Слово « инвалид» изначально называло римских воинов , негодных к военной службе. В Европе не говорят « инвалид» об особых детях. О них говорят , что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране , победившей фашизм , не было инвалидов. Их изолировали , ссылали в специальные лагеря , «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей» ( Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1 ( 51))

Зачем особым детям раннее плавание

Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того , куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.

Это тяжелый тру д. Но ненапрасный. Плавание дает результаты , поэтому родители преодолевают болезни , пробки , неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.

Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ , Алматы http://www.aquababy.kz

Плюсы плавания

С водой ребенок приобретает уверенность и независимость

Ребенок боится воды , если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде , поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды , появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.

Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети , плохо владеющие телом , боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.

Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше , чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.

Акватерапия , гидротерапия , водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж , лечебные ванны , плавание и пр.

Развивает мышцы и учит владеть телом

Занятия по плаванию в центре « Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы , сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел , но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы , скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее , чем на суше.

Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться , скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше , чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения , тем лучше.

Укрепляет суставы

Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани , мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы , сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде , его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.

У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой , которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы , чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны , например , чтобы освоить шаг.

Для этого используют специальные упражнения. Например , детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках ( особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.

Стимулирует кровообращение и мозговую активность

Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать ( не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие , поэтому проныривания тренируют речь.

Читать еще:  Ящик за окном для продуктов своими руками

В воде дети , которые на суше часто дышат ртом ( дети с синдромом Дауна , астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат , а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.

Есть мнение , что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так , читайте здесь.

Корректирует нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата

Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна , ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.

Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.

На форумах есть отдельные темы по плаванию особых детей в бассейнах. Форум littleone.ru

Учит общаться в обществе и дружить

Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей , его берут в группы адаптивного плавания.

Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения , которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается , потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем , например , надо спасти уточек.

Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.

Фотография предоставлена клубом AQUABABY. KZ , Алматы http://www.aquababy.kz

Почему плавание приносит не меньшую пользу , чем массаж

Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например , сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий , чтобы согнуть ногу. Он не ощущает , тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила

В Институте развития человеческого потенциала https://iahp.org/ большое внимание уделяют плаванию , ползанию и развитию определенных навыков у особых детей

В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно , а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела , он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.

Как экономить на бассейне

Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют , им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.

Центр « Водород» дает скидку 50% особым детям

Какие справки нужны , чтобы посещать бассейн

К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов ( если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.

Зачем в бассейне нужны дневники

Упражнения подбирают в зависимости от того , как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения , воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

Занятие состоит из разминки и основной части.

На разминке дети приветствуют друг друга и одновременно выполняют комплекс упражнений. Детям , которые никогда не бывали в бассейне , показывают упражнения на суше.

Если посещать бассейн регулярно невозможно , родители тренируются на суше дома. Для этого они ведут дневники , которые выглядят вот так

Упражнения на суше также помогают накачать мышцы и восполнить недостаток физической нагрузки. Основную часть занятий включает упражнения на баланс , безопасность на воде , тренировку задержки дыхания и пр.

Что взять в бассейн
О том , как собрать сумку в бассейн , читайте здесь. Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.

Кто обучает плаванию особых детей

С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку , на которой акцент делается на физиологические особенности , эмоциональное и психологическое восприятие мира , определенные комплексы упражнений.

Cертификаты системы birthlight официально не признаны в Российской Федерации , но признаны на территории Европы , Израиля и ряда других стран. Инструкторы не учат плавать в общепринятом смысле. Они прививают навыки безопасного нахождения в воде , любовь к плаванию и постижение возможностей своего тела через воду

Такими инструкторами могут быть

Выпускники Национального государственного университета физической культуры , спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта . Кафедра « Теории и методики гидрореабилитации».

Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете

Инструкторы раннего плавания по системе birthlight

Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом

Читать еще:  Влияние частоты тока на сварку

Спасибо за помощь в подготовке текста Алле Кравцовой , Юлии Васильевой , Елене Ермаковой-Куклиной

Почему важно плавать?

Вода для детей — привычная и родная среда. А плавать — это врожденная способность, обусловленная их внутриутробным развитием в жидкой среде (околоплодных водах).

Доказано, что почти у 96 % младенцев сохраняется плавательный рефлекс до 3 месяцев.

Так, группа ученых, погрузив около 30 новорожденных детей в воду, обнаружили удивительный факт – младенцы не тонули. Наоборот, они улыбались, когда их вытащили из воды. Было установлено, что малыши инстинктивно могли задержать дыхание при погружении в воду.

Именно этот врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и ныря­нию.

Более того, когда ученые попросили родителей подержать своих детей на поверхности воды животиками вниз, малыши могли удержаться на воде, перебирать ножками и ручками, имитируя плавательные движения. Данные этого эксперименты доказали, что новорожденные дети обладают инстинктивным умением нырять и плавать.

Эта врожденная способность плавать грудных младенцев была известна в древности. Многие племена и народности, в том числе и славянские, которые жили около воды, учили своих детей плаванию до того, как они впервые вставали на ноги. В Древнем Египте будущих воинов учили плавать в младенческом состоянии. Гиппократ рекомендовал купаться в родниковой воде как способ лечения болезней. А швейцарские монахи использовали термальные воды для лечения больных или инвалидов в своих общинах.

А если у ребенка – сложная родовая травма, поврежденна центральная нервная система, когда фактически теряется управление над своим телом?

Вот тут вода может стать основным ресурсом для развития, ведь память генетическая, что о том, что водная среда – это родная среда, мощная и устойчивая.

Так, ребенок с двигательными нарушениями может с трудом удерживать голову, возможно не стоит, с поддержкой сидит. Но как только попадает в воду, он начинает автоматически перебирать руками и ногами. И в этом случае вода становится пусковым моментом для восстановления и развития всей системы движений у ребенка.

После родовой травмы многие рефлекторные движения сильно ослабленные. Развитие и формирование навыков на суше может нести опасность получить травму. Вода благодаря своим физическим свойствам в разы снижает эту опасность.

Что же такое гидрореабилитация?

Гидрореабилитация – это комплекс упражнений в воде, которые помогают улучшить физические способности и функции человека. Данный вид реабилитации был одобрен медицинским сообществом как метод лечения давно.

Занятия в воде должны проводиться регулярно и последовательно под контролем специально обученных специалистов – аквареабилитологов. Оптимальный температурный режим для лечебного физкультурного комплекса в воде – 32-34 С. Ниже температура воды может усиливать спастичность мышц, выше 35 С – уменьшает двигательную активность ребенка.
Только теплая вода обеспечивает обезболивающий эффект, помогает снять спастичность в мышцах, стабилизирует процессы раздражения и торможения в центральной нервной системе.

Важна систематичность занятий. Это дает больший оздоровительный эффект, чем эпизодические походы в бассейн. Благодаря систематичным занятиям в бассейне простые рефлекторные движения постепенно формируются в более сложные. И процесс нового навыка в воде и перенесенный в последствии на сушу может быть эффективнее и безопаснее, нежели выработанный сразу на суше.

Дозированные физические нагрузки с правильным чередованием “нагрузка-отдых” – обязательный компонент при гидрореабилитации. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Когда все же появились даже минимальные признаки переутомления, нагрузку в последующем стоит уменьшить, а комплекс лечебных мероприятий должен быть пересмотрен.
Саму нагрузку на ребенка и сложность упражнений увеличивают постепенно с учетом возможностей самого ребенка.

Необходимо. чтобы была обеспечена профилактика травматизма и контроль аквареабилитолога, пока ребенок находится на занятиях в воде.

Аквареабилитация нужна в комплексном лечении при многих состояниях. Часто это дети с детским церебральным параличем, расстройством аутистического спектра, дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, с синдромом Дауна, в качестве постртравматической реабилитации.

Лечебное воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.

1. Антигравитационные силы воды благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы. Состояние невесомости снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, позволяет детям с двигательными нарушениями двигаться менее болезненно, увереннее справляться с теми двигательными задачами, с которыми он не в состоянии справиться на суше.

2. Когда тело или его часть выполняют движения под водой, возникает вихревое сопротивление, при котором образуются вихревые потоки, создающие сопротивление движению, и для сохранения равновесия в воде необходимо дополнительное напряжение мышц и энергичное выполнение упражнений. Таким образом, вихревое сопротивление способствует созданию хорошего мышечного корсета, тренировке равновесия и координации движений.

3. При погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардио респираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

Читать еще:  Специалисты по установке печей для бани

4. Важное значение имеет также психотерапевтический эффект лечебного плавания. Облегченные и безболезненные движения в водной среде повышают уверенность в своих силах, улучшают самочувствие, способствуют быстрейшему выздоровлению. Таким образом, лечебное плавание детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.

Благодаря аквареабилитации у ребенка:

1. Формируются новые двигательные навыки, улучшение опорно-двигательной функции рук и ног;
2.Улучшается равновесия и координация движений;
3.Снимает болезненное напряжение в мышцах и суставах;
4.Улучшается кровообращения в сосудах и тканях организма за счет тренировки сердечно-сосудистой системы.

Как у каждого метода, при занятиях в воде нужно учитывать моменты, которые приведут к ухудшению общего состояния ребенка.

1. Не рекомендуется длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений (гидроцефалия);
2. Упражнения с длительным статическим напряжением эффектом не делают из-за возможного усиления спастики;
3. Убирают из основного комплекса упражнения, развивающие подвижность в суставах при артродезах суставов, при синдроме гипермобильности суставов;
4. При вывихе бедра и после его вправления нельзя упражнения с формированием приведения и наружной ротации бедра.

Таким образом, гидрореабилитация помогает вернуть ребенку с ДЦП способность к свободному движению, достичь более высокого уровня жизни и самообеспечения.

Читайте также:

Как развить математические способности у ребенка с помощью книг?

На портале Vikids вы можете:

Конспект занятия по плаванию для детей с диагнозом ДЦП

Саталкина Ольга Алексеевна
Конспект занятия по плаванию для детей с диагнозом ДЦП

Цель занятия – дать возможность ребенку активно двигаться в непривычной для него среде, почувствовать свободу движения;

Задачи:

Научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения.

Обучать легкому, свободному передвижению в воде;

Обучать выдоху в воду и погружению лица;

Развивать речь используя небольшие стихи;

Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия;

Укреплять мышечный корсет.

Ход занятия

Ходьба по коврикам здоровья (для профилактики плоскостопия и осанки)

Упражнение в положении сидя возле стены на скамейке «Балерина» – сгибание и разгибание стоп (фиксировать каждое положение);

Сжимание и разжимание пальцев ног;

Круговые движения стопами по максимальной окружности;

Упражнение «Хвостик рыбы» сидя возле стены. Пятки и носки вместе. Развести и свести носки;

Упражнение сидя на скамейке- «Катание мяча» (руками и ногами «Катится колючий ежик»).

(Спуск в воду по одному)

Упражнение на дыхание в коктейльную трубочку, глубокий вдох через нос, выдох через рот, «Пузыри».

Пальчиковая гимнастика с карандашом в руках «Добываем мы огонь»:

Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь. Палочку сейчас покрутим и огонь себе добудем.

Ходьба по периметру бассейна: по одному, в парах. По диагонали.

Упражнения с гимнастической палкой:

1. И. п. руки с палкой внизу. 1-поднять палку вверх, 2-опустить;

2. И. п. палка на плечах. 1-наклон туловища с палкой вперед, 2-вернуться в и. п:

3. И. п. стоя, палка внизу. «Полощем белье»;

4. Дыхательное упражнение: вдох над водой, выдох в воду «Песенка рыбке».

Ребенок на спине, голова на плече или руках инструктора, сгибать и разгибать колени, отталкиваясь от бортика.

Ребенок на воде, на груди, держится за поручень. 1- подтянуться к поручню, согнуть руки в локте, 2- выпрямить руки, расслабить плечи;

Упражнение сидя на ногах инструктора – работа ног кроль, вверх-вниз;

Упражнение лежа на груди возле поручня- работа ног кроль, вверх-вниз;

Приседания. Ребенок держится за поручень. Присесть, зафиксировать положение, встать;

Самостоятельное плавание с игрушками на круге;

Упражнение на расслабление мышц «Звезда на груди и спине», в плавательном круге, с помощью инструктора.

Игра «Шла купаться черепаха». Дыхательное упражнение.

Конспект интегрированного занятия по плаванию «По морям, по волнам» Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию «По морям, по волнам» (средняя группа) Программное содержание: 1. Продолжать закаливать.

Конспект открытого занятия по плаванию «Раз-два-три, плыви!» для детей подготовительной группы Цель: – привитие интереса к занятиям плаванием. – способствуя формированию здорового образа жизни, развивать физические способности у детей.

Конспект занятия по плаванию для детей первой младшей группы Конспект занятия по плаванию для детей 1-ой младшей группы Время занятия: 15 мин. Цель: формирование основных плавательных умений. Задачи:.

Конспект тренировочного занятия по плаванию КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮТема: обучение скольжению в плавании. Цель: формирование потребности в систематических тренировках.

Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы. Цель: – прививать интерес к занятиям плаванием, способствуя формированию.

Источники:

http://rebenok-plavaet.ru/zacem-osobomu-rebenku-plavat-i-s-cego-nacat
http://www.vikids.ru/articles/plavanie-dlya-detey-s-dtsp
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-plavaniyu-dlja-detei-s-diagnozom-dcp.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: