1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автоматический клапан для удаления воздуха из отопления

Как выгнать воздух из системы отопления

Нормально работающее отопление зимой — жизненная необходимость. Без подогрева в нашем климате не выжить. Но периодически ранее нормально работающая система начинает сбоить — не греются или плохо греются радиаторы, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что появился воздух в системе отопления. Ситуация далеко не редкая, но приносящая дискомфорт.

Чем грозит воздух в системе отопления

Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.

Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.

Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется

В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.

Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).

Причины появления

Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:

  • Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
  • Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
  • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).

Скапливаться воздух может в изгибах труб

Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.

Устанавливаем клапана для сброса воздуха

Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

Воздушный клапан Маевского

Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

Устройство для отвода воздуха из радиаторов

Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

Автоматический клапан сброса воздуха

Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

Принцип работы автоматического спускника такой:

  • В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
  • При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
  • Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.

Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха

По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

Чистка от солей

Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.

Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде

Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.

Как избавиться от воздушной пробки

К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.

Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.

Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик

Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.

Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.

Как подобрать воздушный клапан

За нормальное функционирование системы водяного отопления отвечает множество различных элементов, являющихся неотъемлемой частью схемы любой сложности. Один из таких элементов — воздушный клапан для отопления, представляющий собой небольшую, но очень важную деталь простой конструкции. В данной статье будет рассмотрено, как правильно выбрать этот элемент в зависимости от места установки.

Назначение и виды воздухоотводчиков

О назначении устройства нетрудно догадаться по его названию. Элемент применяется в схеме с целью удаления воздуха из системы или отдельных приборов и агрегатов, который там появляется при таких обстоятельствах:

  • во время заполнения всей сети трубопроводов или отдельных ветвей системы водой;
  • в результате подсоса из атмосферы вследствие различных неисправностей;
  • в процессе эксплуатации, когда растворенный в воде кислород постепенно переходит в свободное состояние.

Для справки. В промышленных котельных подпиточная вода перед попаданием в котел проходит стадию деаэрации (удаление растворенного воздуха). В результате водопроводная вода, изначально содержащая до 30 г кислорода на 1 м3, становится пригодной к эксплуатации с показателем менее 1 г / м3. Однако подобные технологии достаточно дороги и не применяются в частном домостроении.

Задачей воздухоотводчика является спуск воздуха из системы отопления во избежание образования воздушных пробок. Последние серьезно препятствуют свободной циркуляции жидкости, из-за чего одни участки системы могут перегреваться, а другие наоборот остывать. Кроме воздуха в трубопроводах могут скапливаться и другие газы. Например, при высоком содержании растворенного кислорода в теплоносителе процесс коррозии стальных труб и деталей котла значительно ускоряется. Происходит химическая реакция с выделением свободного водорода.

В нынешних схемах домовых систем отопления применяется 2 вида воздушников, отличающихся по конструкции:

  • ручные (краны Маевского);
  • автоматические (поплавковые).

Каждый из этих видов устанавливается в различных местах, где есть опасность возникновения воздушной пробки. Краны Маевского имеют традиционное и радиаторное исполнение, а конфигурация автовоздушников бывает прямой и угловой.

Рекомендации по выбору воздушного клапана

Теоретически во всех необходимых местах можно ставить автоматический клапан для выпуска воздуха. Но на практике сфера применения автоматов ограничена по многим соображениям. Например, устройство крана Маевского проще и не имеет движущихся частей, поэтому он надежнее. Ручной кран представляет собой цилиндрический корпус из водопроводной латуни с наружной резьбой. Внутри корпуса проделано сквозное отверстие, проход в котором перекрывает винт с коническим окончанием.

От основного отверстия, расположенного по центру, отходит круглый калиброванный канал. При выкручивании винта между этими двумя каналами появляется сообщение, благодаря чему воздух покидает систему. Во время эксплуатации винт полностью закручен, а чтобы сбросить газы из системы, достаточно открутить его на пару оборотов отверткой или даже рукой.

В свою очередь, автоматический воздушный клапан – это полый цилиндр, внутри которого находится пластмассовый поплавок. Рабочее положение устройства – вертикальное, внутренняя камера заполнена теплоносителем, поступающим через нижнее отверстие под воздействием давления в системе. Поплавок механически прикреплен к игольчатому выпускному клапану посредством рычага. Газы, поступающие из трубопроводов, постепенно вытесняют воду из камеры и поплавок начинает опускаться. Как только жидкость будет полностью вытеснена, рычаг откроет клапан и весь воздух быстро покинет камеру. Последняя тут же снова наполнится теплоносителем.

Внутренние движущиеся части автоматического воздухосбрасывателя постепенно покрываются накипью, а рабочие отверстия заиливаются. Вследствие этого механизм заедает, а газы выходят медленно, через узел с иглой начинает протекать вода. Такой воздуховыпускной клапан проще заменить, чем отремонтировать. Отсюда вывод: автовоздушники ставятся только в тех местах, где без них никак не обойтись. Они подбираются для:

  • группы безопасности котла, где температура теплоносителя наиболее высокая;
  • высших точек вертикальных стояков, куда поднимаются все газы;
  • распределительного коллектора теплых полов, где скапливается воздух из всех греющих контуров;
  • петель П-образных компенсаторов из полимерных труб, повернутых кверху.

При выборе устройства следует обратить внимание на 2 параметра: максимальная рабочая температура и давление. Если речь идет о схеме обогрева частного дома высотой до 2 этажей, то в принципе подойдет любой автоматический клапан для спуска воздуха. Минимальные параметры воздушников, предлагающихся на рынке, следующие: рабочая температура до 110 ºС, диапазон давлений, в котором прибор работает эффективно – от 0.5 до 7 Бар.

В коттеджах повышенной этажности циркуляционные насосы могут развивать более высокое давление, так что при подборе нужно ориентироваться на их показатели. Что касается температуры, то в сетях частных жилищ она редко превышает 95 ºС.

Совет. Специалисты – практики рекомендуют приобретать автовоздушники с выхлопным патрубком, направленным вверх. По отзывам аппарат с боковым выходом начинает протекать гораздо чаще. Кроме того, при установке необходимо строго соблюдать вертикальное положение корпуса.

Ручные воздухоотводчики систем отопления (краны Маевского) наиболее часто принимаются для монтажа на радиаторы. Более того, многие производители секционных и панельных приборов комплектуют свои изделия кранами для удаления газов. При этом воздушники бывают 3 видов по способу откручивания винта:

  • традиционные, со шлицами под отвертку;
  • со штоком в виде четырехгранника или другой формы под специальный ключ;
  • с рукояткой для ручного откручивания без всякого инструмента.

Совет. Третий тип изделий не стоит приобретать для дома, где живут дети дошкольного возраста. Случайное открывание ими крана может привести к серьезным ожогам от горячего теплоносителя.

Заключение

Такой простой, но очень важный прибор, как воздушный клапан на отопление, подобрать нетрудно. Особенно когда он идет в комплекте с другим оборудованием: группой безопасности, коллектором для теплого пола или отопительным радиатором. Если же приходится подбирать воздушник отдельно, то помимо выданных выше рекомендаций, не забывайте о качестве материала, из которого выполнен прибор. Остерегайтесь различных силуминовых подделок, имитирующих латунные изделия.

Автоматические воздухоотводчики для системы отопления

В водяных тепловых системах автономного или централизованного типа может скапливаться воздух. Пробки становятся причиной снижения эффективности работы приборов, могут быстро вывести из строя дорогое оборудование, повысить шумовой фон при циркуляции теплоносителя, спровоцировать образование щелчков и стуков в радиаторах. Для спускания избытка газа предназначен автоматический воздухоотводчик – прибор, который ставится на все системы с соблюдением технологических нормативов. Рассмотрим особенности клапанов, их устройство и варианты монтажа.

Откуда появляется воздух в системе отопления?

Причин завоздушивания магистрали несколько:

  1. При нагревании водного теплоносителя из жидкости выделяется кислород. Порции малых пузырьков скапливаются и провоцируют появление пробок.
  2. Заполнение контуров жидкостью под большим напором приводит к тому, что газы не успевают стравливаться и остаются (накапливаются) в трубопроводах. Контуры с ответвлениями надо наполнять медленно, в течение 1-2 часов, подавая струю с малым напором – только так выйдут все пузырьки воздуха.
  3. Разгерметизация системы – частая причина завоздушивания. Неплотно прикрученные соединения, щели, каверны – это каналы для поступления газов внутрь туннелей.
  4. Формирование сети из полимерной трубы без антидиффузного покрытия приведет к быстрому и частому завоздушиванию. Отсутствие защитной пленки на деталях открывает доступ кислорода внутрь.
  5. Нарушенная технология выкладки труб без уклона, неверного диаметра также приводит к образованию пробок. Особенно важно следить за уровнем наклона в самотечных магистралях, где воздух может застаиваться, не поступать в клапаны для стравливания газов.

Совет! Чтобы избежать появления пробок в отремонтированных тепловых сетях, следует после проверки на герметичность стравить избыток газов вентилями, кранами.

Что такое воздушные клапаны?

Воздушный клапан для отопления представляет собой цилиндрический герметичный корпус из латуни. Внутри прочной оболочки находится пустотелый поплавок из полипропилена или тефлона, соединенный рычагом с клапаном спуска, оснащенного запорной заглушкой. Колпачок заглушки нужен для предупреждения утечки теплоносителя при поломке устройства.

Важно! Нормальная функциональность воздухосборника для системы отопления возможна только при полностью открытой заглушке. Закрывается колпачок для защиты поплавка от мусора и пыли. Запуск клапана в работу подразумевает скручивание колпачка.

Различаются сбросные устройства по трем видам:

  • приборы прямые только вертикального монтажа;
  • угловые, их можно ставить под прямым углом вместо кранов Маевского, если нет возможности интегрировать прямое устройство;
  • специальные сбросники для монтажа на батареи.

Принцип работы определяется типом изделия – ручные (краны Маевского) и автоматические поплавкового типа.

Особенности работы ручных клапанов

Механический или ручной спускник воздуха системы отопления отличается простотой устройства и представляет собой латунный корпус с внешней резьбой и торцевым отверстием размером в 2 мм, которое перекрывает винт с конусообразным наконечником. Сбоку на корпусе есть отверстие уменьшенного размера для стравливания газов. На чертежах видно, что кран Маевского – простое, но прочное и функциональное устройство, которое сложно сломать, именно поэтому ручные клапаны пользуются популярностью.

На заметку! Чтобы не крутить вентиль, надо подобрать улучшенную версию спускника с поворотной вставкой из пластика с отводным каналом. Для регулировки положения отверстия для сброса газов поворачивается пластиковая шайба.

  1. В период эксплуатации системы вентиль плотно закручен, отверстие закрыто герметичным конусом.
  2. Чтобы выпустить пробку, откручивается винт на 2-3 оборота. Давление действует на газы, заставляя их выходить из отверстия, откуда воздух попадает в канал выпуска и наружу.
  3. Окончание процесса стравливания – выход струи теплоносителя без пузырей газов.

Вентиль механического типа устанавливается только на радиаторы. По способу откручивания ручной сбросник воздуха может быть с пластиковой/металлической рукояткой, шпицем под плоскую отвертку или оснащенный винтом с четырехгранным наконечником – для таких устройств нужен специальный ключ.

Принцип работы автоматических клапанов

Устанавливая данные приборы, хозяин может больше не принимать участия в регулировке системы. Автоматический клапан сброса воздуха из системы отопления – это латунный прибор поплавкового типа. Сам клапан встроен в крышку, с поплавком соединен пружинным рычагом, резьба на цилиндре может быть 1,5 или 0,375 дюймов. Если в системе отопления стоят радиаторы старого типа, то подойдет изделие на полтора дюйма.

Принцип работы автоматического воздухоотводчика в системе отопления такой:

  1. Как только магистраль запускается в эксплуатацию, внутренняя камера цилиндра наполняется водой. Жидкость поднимает поплавок, клапан поджимается пружиной и потому герметично закрыт.
  2. Образование воздушной пробки в верхнем отделе камеры приводит к понижению уровня наполнителя магистрали и пружина расслабляется.
  3. Ослабление пружинного механизма открывает клапан, газы выпускаются. Давление в системе поднимается, уровень воды увеличивается и за счет этого весь воздух из контура стравливается. В результате повышения уровня наполнителя пружина снова плотно прижимает клапан.

На заметку! Пока магистраль наполняется теплоносителем, поплавок лежит на дне камеры и воздух стравливается постоянно. Как только контуры заполнены, в камеру поступает вода, пружина поднимает клапан – стравливание содержимого прекращается. Воздух под крышкой не мешает работе системы.

Автоматические изделия могут быть прямого вида, сбрасывающие воздух в сторону, и углового типа со сбросом газов вертикально. Угловые приборы отличаются прочностью и надежностью, но хуже собирают мелкие пузыри воздуха.

Где ставить сбросной клапан?

Краны Маевского монтируются на все батареи, точка установки – верхнее отверстие разводки.

Автоматические сбросники нужно ставить вертикально в следующих зонах сети:

  • группа безопасности у котла в магистралях герметичного типа;
  • коллекторы с подогревом наполнителя;
  • если самая высокая точка системы – трубопровод, а не радиатор, то спускной клапан врезается в эту зону;
  • полотенцесушители;
  • гидрострелки;
  • распределительная гребенка разветвленных магистралей.

Также сбросники врезаются в контуры, выложенные петлями и повернутые вверх. Такие П-образные петли сооружаются при трудностях прокладки в горизонтальном прямом виде, например, для обхода дверного проема, лестницы. В таких участках инженерной сети газы скапливаются всегда, повышая риск завоздушивания схемы – в точки монтируются только автоматические устройства.

Совет! Кран Маевского нельзя врезать напрямую из-за циркуляции теплоносителя мимо вентиля. Установка прибора рекомендована в батареи или вертикальные выпуски сети.

Технология установки и настройки клапанов

На приборы отопления монтируют кран Маевского или угловые воздухоотводчики для систем отопления. Переходник нужен при разности сечений коллекторов и соединительного патрубка клапана. Комплект прибора может быть без отсечного клапана, в этом случае его придется докупить и поставить в радиатор до точки врезки сбросника. Техника монтажа подходит для центральных систем отопления, в которых батареи снимаются и промываются без сброса теплоносителя.

Совет! За чистотой воды в центральных системах следят не так строго, как в автономных магистралях, поэтому промывка подпирающего механизма и зольника должна быть регулярной.

Рекомендуется устанавливать клапана таким образом, чтобы колпачок был направлен вверх. Для работы потребуется гаечный ключ, стыковка спускового механизма монтажным шестигранником. Нельзя держать корпус при установке рычажным ключом, так нарушается целостность оболочки и придется покупать новый клапан для сброса воздуха.

Источники:

http://stroychik.ru/otoplenie/udalenie-vozduha-iz-sistemy
http://cotlix.com/kak-podobrat-vozdushnyj-klapan
http://dizain-vannoy.ru/sistema-otopleniya/oborudovanie/komplektuyuschie/avtomaticheskiy-vozduhootvodchik.html

Читать еще:  Как дешевле сделать забор в частном доме
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector