0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акт об отказе от получения уведомления об ограничении канализации

Законность ограничения водоотведения — «заглушки» в канализацию (Ситников Г.)

Дата размещения статьи: 06.07.2016

Проблема злоупотребления правом пользования коммунальными услугами стоит достаточно остро как для управляющих организаций, так и для поставщиков ресурсов.

Значительные затруднения вызывает определение подхода к стимулированию должников к оплате потребленных ресурсов: предоставляющая услугу организация имеет возможность обратиться в суд с целью восстановления своих нарушенных прав, но не всегда существует возможность получить оплату в судебном порядке.
Законодатель предусмотрел возможность ограничения или прекращения предоставления коммунальной услуги, за некоторыми исключениями, при этом до 1 сентября 2012 года в число «неприкосновенных» услуг входило водоотведение.
В настоящее время прямого запрета на ограничение или прекращение водоотведения в случае неоплаты услуг по его предоставлению не существует.
Данная ситуация позволила правоприменителям — управляющим организациям при помощи специальных технических средств ограничивать водоотведение в квартирах отдельных потребителей. Более того, на рынке ЖКХ появились компании, предлагающие свои услуги по установке так называемых заглушек в квартирах должников.
Может ли такой способ затронуть права и законные интересы других собственников дома, как оценивают установку «заглушек» надзорные инстанции и какова позиция судебных органов по этому вопросу, мы рассмотрим в данной статье.

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Общее основание приостановления или отключения услуг водоотведения предусмотрено п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» — при наличии у абонента задолженности по оплате договора водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более организация, оказывающая данную услугу, вправе прекратить или ограничить водоотведение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Однако специальные условия устанавливаются для многоквартирных домов с учетом их особого правового положения и специфики пользования имуществом. Согласно п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Согласно пп. «а» п. 117 указанных Правил, управляющая организация ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в установленном порядке.
Вместе с тем, согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, в том числе системами водоотведения, которые, согласно п. 14 того же Положения, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Такие требования установлены СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и иными правовыми актами.
В силу пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, за нарушением правил в соответствии с п. 39 Правил осуществляется государственный контроль.
Возможность государственного контроля в первую очередь повлияла на формирование судебной практики по вопросу законности ограничения водоотведения, поскольку должники, как правило, не склонны отстаивать свои интересы в судебном порядке.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. по делу N А56-19200/2014:
Жилищно-строительный кооператив осуществил ограничение водоотведения, поскольку собственники отдельных квартир многоквартирного жилого дома в течение длительного времени не погашали задолженность по оплате коммунальных платежей, оборудование устанавливалось непосредственно на индивидуальные стояки должников. В результате данных действий отдельные квартиры были полностью отключены от системы водоотведения.
По результатам внеплановой проверки в адрес кооператива направлено предписание Государственной жилищной инспекции, в котором указано, что кооператив осуществил действия по умышленному вмешательству в общее санитарно-техническое оборудование многоквартирного дома, установив дополнительное оборудование, не предусмотренное его проектом и Правилами и нормами содержания жилья, Жилищным кодексом РФ и п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Кооператив обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания.
Суд в удовлетворении требований отказал по следующим основаниям:
1) во-первых, кооператив должен был отдельно рассчитать задолженность по каждому виду коммунальных услуг и перед ограничением какой-либо из них направить уведомление с требованием погасить имеющуюся задолженность (п. 118 Правил N 354). В нарушение данного требования кооперативом в претензиях к должникам указана общая задолженность, а не задолженность по данному виду услуг;
2) во-вторых, суд указал, что инженерные системы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В соответствии с пунктом 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
Таким образом, умышленное прекращение работы системы канализации вследствие произведенных кооперативом работ по установлению «заглушек» делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.
Оценка степени вмешательства в общее имущество и законность собственно ограничения отведения исследованы в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 г. по делу N А56-27564/2014 (фабула аналогична предыдущему делу).
Суд приходит к выводу, что действующие Правила N 354 при соблюдении определенного порядка допускают возможность ограничения и приостановления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, за исключением коммунальных услуг — отопления и холодного водоснабжения; не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника.
Судом установлено, что, согласно заключению специалистов центра судебной экспертизы, действия кооператива по установке комплекта оборудования для ограничения водоотведения на инженерные системы многоквартирного жилого дома не изменяют параметры жилого дома и его инженерной оснащенности и не являются реконструкцией или переустройством общего имущества жилого дома; не ведут к порче личного имущества неплательщика; используемые технологии ограничивают водоотведение и не приводят к прекращению предоставления коммунальной услуги — водоотведения.
Вместе с тем в направленных в адрес должника уведомлениях была указана общая сумма задолженности по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание общего имущества и дополнительных услуг, в то время как основанием для отключения (ограничения) конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги.
Таким образом, необходимо уведомлять должника именно об отключении конкретной коммунальной услуги с указанием задолженности по данной коммунальной услуге.
Аналогичная логика присутствует в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2014 г. N 33-19111/2014.
Истец обратилась в суд с иском к ТСЖ о компенсации морального вреда, причиненного нарушением правил предоставления коммунальных услуг, поскольку в канализационном стоке из квартиры истца ввиду задолженности по коммунальным платежам установлено запорное устройство, ограничивающее водоотведение.
Суд, проанализировав положения Правил N 354, установил, что исполнитель, оказывающий коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома, вправе ограничить предоставление указанных услуг жильцам отдельной квартиры при наличии у них значительной задолженности по оплате соответствующих услуг в порядке, установленном указанными Правилами, с обязательным соблюдением процедуры уведомления.
Порядок уведомления следующий:
исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) (пп. «а»);
при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку (пп. «б»);
при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» пункта 119 либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку (пп. «в»).
Суд пришел к выводу, что ограничение водоотведения в квартире истца произведено с нарушением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, а именно истец не извещен предварительно (за 3 суток) письменным извещением путем вручения под расписку.
Таким образом, уведомление об ограничении либо прекращении предоставления коммунальных услуг должно вручаться под расписку, либо при отказе от получения уведомления такой отказ должен быть удостоверен соответствующим актом.
При этом суд в качестве обоснованности требования компенсации морального вреда сослался на Закон о защите прав потребителей.
В связи с чем лицо, которому водоотведение ограничено с нарушением установленного законодательством порядка, вправе требовать возмещения морального вреда.

Читать еще:  Теплоизоляция трубы в бане крыши

ВЫВОД

Ограничение водоотведения как одного из видов коммунальных услуг предусмотрено действующим законодательством. Одним из основных требований к процедуре ограничения служит надлежащее уведомление должника об отключении — в срок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с обязательным указанием задолженности именно по данной коммунальной услуге, с вручением уведомления должнику под роспись либо при условии составления соответствующего акта.
Обращаем внимание, что установку технических средств, ограничивающих водоотведение, согласно отдельным судебным решениям, можно производить только на участках коммуникаций, не относящихся к общему имуществу, но и без повреждения имущества индивидуального, т.е. имущества должника.
Как мы отметили, судебная практика свидетельствует о том, что в случае, если прекращение работы системы канализации делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности, действия по прекращению водоотведения могут быть признаны незаконными.
Вместе с тем суды признают соответствующими закону ограничения в предоставлении коммунальной услуги, что означает не полное прекращение водоотведения.
Следует также отметить, что в случае, если будет установлена незаконность прекращения или ограничения водоотведения, лицо, пострадавшее от этих действий, может требовать компенсации морального вреда.
Остается открытым вопрос о возложении на должника расходов по установке и демонтажу устройств для ограничения водоотведения, поскольку законодательство прямо этого не предусматривает, однако в отношении прекращения и возобновления оказания других видов коммунальных услуг расходы по осуществлению их прекращения и возобновления возлагаются на должника (при условии правомерности действий организации, оказывающей услуги). Представляется, что данный вопрос может быть разрешен при дальнейшем формировании судебной практики.
Дискуссионным вопросом также является правомерность ограничения водоотведения в свете установленных для систем бытовой канализации требований технических регламентов, которые устанавливают допустимые диаметры труб, особенности конструктивных элементов и т.п., вместе с тем соответствие канализационных систем указанным Правилам не было предметом исследования судов, в связи с чем можно ожидать изменения подходов при определении законности ограничения водоотведения.
В заключение хотелось бы выразить мнение, что предъявление должникам требований в судебном порядке является гораздо менее рискованным для организаций, оказывающих коммунальные услуги, как с точки зрения соблюдения прав и законных интересов других жильцов многоквартирного дома, так и с точки зрения отсутствия возможных рисков по претензиям надзорных органов и самих должников.

Читать еще:  Маски на стену из дерева своими руками

Новое в блогах

УВЕДОМЛЕНИЕ об ОТКЛЮЧЕНИИ КАНАЛИЗАЦИИ и наши аргументы в опровержение

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБМАНА и

ЗАПУГИВАНИЯ при РАСПРОСТРАНЕНИИ «УВЕДОМЛЕНИЙ»

Для придания видимости законности самоуправным д ействиям по блокированию канализации от ООО УК “Магистраль” поступали “УВЕДОМЛЕНИЯ”, в которых содержались угрозы заблокировать канализацию с требованиями о погашении надуманной задолженности за коммунальные и жилищные услуги. В «Уведомлении» указано на запрет пользоваться водой под угрозой привлечения к уголовной ответственности, а также на необходимость дополнительной оплаты 3.500 руб за работы по отключению и подключению квартиры к сети. В «Уведомлении» делается ссылка на соответствие документа подпункту «а» пункта 117 и пункту 118 «Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства №354

1

Заведомый обман ссылками на правомерность приостановления коммунальных услуг задолженностью по жилищным услугам

Задолженность по жилищным услугам не является основанием для применения ограничения коммунальных услуг. Правила содержания и ремонта общего имущества , утвержденные Постановлением Правительства №491, не содержат положений, дающих право на применение такого рода санкций.

В «Уведомлении» делается ссылка на соответствие названного документа подпункту «а» пункта 117 и пункту 118 «Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства №354. Но эти ”Правилах” не регулируют вопросы, относящиеся к жилищным услугам.

Судебная практика также подтверждает незаконность обоснования действий по блокированию канализации задолженностью по жилищным услугам. В Определении от 9

09 октября 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда по итогам рассмотрения апелляционной жалобы К. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 09.07.2014 года

по делу по иску К. к ООО «Управляющая Компания «ЭКОДОМ» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛА, что

“…задолженность у истца существует только по содержанию жилья и ремонту помещений, эти услуги не относятся к коммунальным, которая сложилась вследствие неправомерного начисления Управляющей компанией сумм по услугам в 2011 году, о чем направлена претензия в Управляющую компанию от ДД.ММ.ГГГГ. Задолженности по коммунальным услугам, в том числе по канализации и водоотведению у неё нет”.

Решением суда первой инстанции постановлено:

«Признать действия ООО «Управляющая Компания «ЭКОДОМ» по установке заглушки на систему канализации в квартире № дома № по незаконными, нарушающими право собственника на проживание в квартире, нарушающими порядок ограничения и приостановления оказания коммунальных услуг”.

В этой части решение оставлено судом второй инстанции без изменений

2

Ничтожность «уведомления» в качестве юридически значимого документа

Согласно положений действующего законодательства « уведомления, извещения, требования” отнесены к категории

“ю ридически значимых сообщений” (ч.1 ст. 165.1 ГК РФ), а потому «Уведомление» должно быть оформлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к официальным документам, в частности, в соответствие с пунктом 52 ГОСТ 7.0.8 – 2013 «Система стандартов… Термины и определения» документ должен иметь все необходимые реквизиты, в том числе подпись должностного лица (пункт 58). Поскольку нет обязательных реквизитов, нет оснований считать оспариваемый документ юридически значимым

Читать еще:  Фекальные насосы для канализации без поплавка

Оскорбительный характер “Уведомления”

В трех предложениях «Уведомления» указывается на задолженность. Понятие “задолженность“ несет негативный оттенок в отношения лица, допустившего такое неисполнение взятых на себя обязательств. Оно негативно сказывается на деловой репутации, на добром имени так называемых должников

Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Согласно ч.1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на… защиту своей чести и доброго имени.

Признаки состава уголовного преступления (вымогательства)

В «Уведомлении» указано на запрет пользоваться водой под угрозой привлечения к уголовной ответственности. Такие угрозы уголовного преследования рассчитаны на невежественных в правовом отношении людей. Но вместе с тем, сами по себе угрозы являются средством понуждения жителей к передаче своих денежных средств управляющей организации, что явно указывает на состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 163 УК РФ (Вымогательство)

Признаки состава административного правонарушения (самоуправство)

В «Уведомлении» указано на необходимость дополнительной оплаты 3.500 руб за работы по отключению и подключению квартиры к сети. У управляющей организщации нет права в одностороннем порядке назначать плату за свои услуги. Навязанные иуслуги не оплачиваются. Вместе с тем, сам факт предъявления требований об оплате односторонне назначенной суммы указывает на состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ

Верховный суд признал незаконными заглушки на канализации

Среди проблем в ЖКХ есть вопросы, которые вызывают у собственников жилья наибольшие эмоции. Один из таких вопросов касается возможности устанавливать заглушки на канализации . Управляющие организации часто пугают собственников, что за долги по коммунальным услугам они поставят заглушки. Так как очевидно, что заглушка создает серьезные негативные последствия для жильцов, угроза оказывается действенной. И в то же время очевидна несправедливость подобных действий управляющей организации.

Как решить этот вопрос по закону?

До недавнего времени не было позиции Верховного суда по этому вопросу, а нижестоящие суды решали вопрос по разному. Теперь есть Постановление от 05.03. 2019 г. №47-АД19-2 , которое разбирает вопрос установки заглушки. Однако не все в этом постановлении очевидно, поэтому разберем позицию суда.

Суть спора заключалась в следующем. У жильца была задолженность за содержание жилья. Управляющая организация прислала уведомление, что если долг не будет погашен , то будет установлена заглушка на канализацию. Свою угрозу организация выполнила.

Позиция Верховного суда

Верховный суд прежде всего отметил, что ограничение вводится только по той коммунальной услуге, по которой возник долг. Если долг возник по водоснабжению, то водоснабжение и ограничивается. Нельзя ограничить водоснабжение, если долг возник, например, за электричество или тем более за содержание жилья.

Кстати, этот вопрос я подробно разобрал в своем подкасте:

Далее суд отметил, что прекратить оказание коммунальной услуги можно только с обязательным соблюдением порядке, предусмотренного законом. Так, например, необходимо сначала приостановить исполнение коммунальной услуги, а уже затем ограничить его полностью. Нельзя вводить полное ограничение сразу.

С этими выводами все понятно, а вот непосредственно с возможностью установки заглушки есть неясности. Суд ссылается на пункт 122 Постановления Правительства от 06.05.2011 №354 и делает вывод, что ограничение коммунальной услуги не должно приводить к

«нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан».

Ссылается суд и на пункт 40 Постановления Пленума Верховного суда от 27.06.2017 № 22 , по которому сама по себе задолженность не может быть основанием для ограничения коммунальной услуги. Эту позицию суда я подробно разобрал в статье Верховный суд запретил отключать коммунальные услуги за долги .

Почему управляющая компания не права

Опираясь на две этих позиции суд делает вывод, что действиями управляющей организации

«нарушены санитарно-гигиенические условия проживания в квартире… и установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан, что недопустимо».

Таким образом, с одной стороны суд обсуждает соблюдение порядка ограничения коммунальной услуги, а значит признает и законность заглушки, а с другой стороны прям отрицает законность заглушек.

Что хотел сказать суд?

Думаю, что суд все-таки хотел сказать, что заглушки незаконны. Обстоятельства, сопутствующие ограничению водоотведения, суду пришлось рассмотреть, раз на них ссылались стороны. Однако в отношении конкретно использования заглушек суд указал, что такие действия могут быть незаконными, если по фактическим обстоятельствам они мешают пользоваться помещением. Так как очевидно, что заглушка во всех случаях будет мешать пользоваться не только водоснабжением, но и помещением в целом, то позиция суда такова: устанавливать заглушку на водоотведение нельзя ни в каком случае.

Кстати, первое фото в этой статье — из нашей коллекции фотографий крышек колодезных люков. Если вы заметили, то в профиле канала появилась новая ссылка — на наш аккаунт в инстаграме. Там мы выкладываем крутые фотки из нашего архива ЖКХ, в том числе и интересные люки.

Источники:

http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/18679
http://maxpark.com/community/1574/content/5023088
http://zen.yandex.ru/media/id/5a32286377d0e6afcba2ae7e/5cc6767dbfff6400b3022c8c

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector